КОМПЛАЕНС-СИСТЕМА В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
05 июля 2021
Что такое система комплаенс-контроля?
За последние годы количество проверок в сегментах среднего и малого бизнеса значительно возросло. Если компания нарушит закон, то незамедлительно последуют убытки: организацию могут оштрафовать или приостановить её деятельность. Помимо финансовых потерь на какой-то период придется перестроить работу, чтобы ликвидировать последствия ошибок. Потеря времени и ресурсов особенно опасна для среднего и малого бизнеса.

Чтобы снизить риски, компании принимают решение о введении системы комплаенс-контроля.

Итак, комплаенс - это система мер по выстраиванию деятельности компании таким образом, чтобы в процессе работы не нарушались требования законодательства и локальных актов. То есть, главная задача комплаенс-контроля - проследить, чтобы не только действия сотрудников компании, но и выбранная бизнес-этика не противоречили закону.

Крупные организации даже создают отдельные департаменты по внутреннему контролю, задача которых разработать соответствующую документацию и следить, чтобы в процессе деятельности компании сотрудники её придерживалась.

Какие возможные проблемы предотвращает комплаенс-контроль?
Как уже было сказано, комплаенс-контроль, применяют для предотвращения нарушений и снижения соответствующих рисков. С этой целью комплаенс-специалисты контролируют деятельность организации и наблюдают за тем:
  • как выстраивается работа компании в бизнес-отрасли. Есть ли нарушения принятых в данном сегменте норм, какие правила не соблюдаются и как устранить проблему;
  • насколько качественно защищены конфиденциальные данные клиентов и сотрудников компании, приняты ли меры по недопущению утечки данных;
  • соблюдает ли организация требования антимонопольного законодательства, закона о рекламе и т.д.;
  • какие могут возникнуть конфликты интересов и как их решить;
  • насколько соответствуют утверждённые в компании локальные акты требованиям ТК, других законов и подзаконных актов;
  • выполняет ли компания требование законов о противодействии легализации (отмывании) доходов, приобретенных в ходе преступной деятельности;\
  • насколько правильно выстроено взаимодействие компании и клиента, соблюдаются ли клиентские права и т.д.

По сути, комплаенс-контроль в организации вводится для своевременного выявления нарушений и их устранения.
Чем отличается комплаенс-контроль от внутреннего аудита?
После перечисления основных задач комплаенс-специалистов может возникнуть ощущение, что их деятельность не отличается от работы внутренних аудиторов. Но фактически эти сферы на предприятии должны быть разделены.

Одна из главных причин разделения заключается в том, что невозможно одновременно проводить независимую оценку деятельности организации и выстраивать работу по внедрению методологии риск-менеджмента. Итак, внутренний аудит имеет два основных отличия:

Во-первых, аудит не вовлечён в бизнес и операционную деятельность компании. Внутренние аудиторы более объективно видят ситуацию, так как не вовлечены в неё и отчитываются непосредственно перед советом директоров или собственником бизнеса.

Во-вторых, аудит проверяет все подразделения компании, в том числе, и службу комплаенс-контроля. Грамотный внутренний аудитор разберет деятельность компании на микрокомпоненты, чтобы выявить, почему процессы дорогие, а клиенты уходят к другим исполнителям.

В отличие от внутреннего аудита система комплаенс-контроля отслеживает и управляет исключительно регуляторными рисками: следит, чтобы деятельность компании не противоречила законодательству, не привела к получению штрафа, остановке работы или отзыву лицензии. Кроме того, комплаенс-контроль, как элемент риск-менеджмента, работает в предупредительном режиме, а внутренний аудит проводит анализ уже свершившихся событий.

Смешение функций внутреннего аудита и функций комплаенс-контроля может привести к возникновению конфликта интересов.
Как ввести систему комплаенс-контроля на предприятии?
Чтобы ввести систему внутреннего контроля в организации, необходимо придерживаться следующих шагов:

  1. Провести подготовительную работу и выявить, в каких областях деятельности компании существуют риски нарушения законодательства. Например, локальные акты, принятые в организации, противоречат требованиям, прописанным в ТК РФ и т.д.;
  2. Подготовить список комплаенс-мер по предотвращению нарушений;
  3. Разработать внутреннюю документацию, в которой будут отражены главные политики комплаенс-контроля: политика по регулированию конфликта интересов, принятию и дарению подарков, противодействию и отмыванию доходов и т.д. Система комплаенс-контроля должна быть понятной и прозрачной для сотрудников;
  4. Выбрать ответственных лиц или сформировать департамент, который будет осуществлять функции внутреннего контроля;
  5. Систематически проводить инструктажи по направлению комплаенс-контроля. Нужно проинформировать сотрудников компании о том, каких действий им необходимо избегать;
  6. Продумать и ввести систему поощрений за соблюдение правил комплаенса;
  7. Создать систему обратной связи, по которой сотрудники смогут быстро донести информацию о риске нарушения.
Таким образом, внедрение системы комплаенс-контроля на предприятии - это прекрасная возможность уменьшить риск возникновения проблем, приводящих к убыткам, и поддержать хорошую репутацию компании.