Основные направления организации и проведения внутреннего контроля инвестиционной деятельности экономических субъектов
Б.Н. Соколов
член Совета НОВАК, к.э.н., профессор
15 июля 2021
Внутренний контроль инвестиционной деятельности экономических субъектов наиболее часто осуществляется в форме внутрипроцессного контроля в рамках функций, отраженных в соответствующих внутренних регламентах, регулирующих деятельность подразделений, связанных с принятием управленческих решений по инвестиционной деятельности.

Для текущего мониторинга хода исполнения инвестиционных планов обычно генеральным или исполнительным директором систематически (на практике – не менее, чем ежемесячно) проводятся тематические совещания.

Оперативный контроль хода реализации инвестиционных планов осуществляется уполномоченным подразделением, например, отделом капитального строительства и/или отделом технического надзора с использованием:

1) проектно- сметной документация;

2) первичных учетных документов по строительству и движению движимых и недвижимых основных средств;

3) документов, связанных с проведением тендеров по закупке товарно-материальных ценностей для инвестиционных проектов, а также по выбору и работе подрядных организаций;

4) финансовых и иных документов.

Инвестиционные планы разрабатываются экономическими субъектами, как правило, с использованием классификатора инвестиционных проектов. Количество включаемых в него таких классификаций централизовано не регламентировано, но на практике используются в зависимости от значимости рисков от 1 до 3 классификаций.

К текущим проектам (мелочевке) (класс 1) чаще всего относятся проекты, нацеленные на решение бытовых нужд коллектива экономического субъекта, например, установка кондиционеров, бытовых холодильников и т.д.

Средние по объему инвестиций (класс 2) это, как правило, плановая замена оборудования или закупка не очень дорогостоящей техники (от 1 до 5 млн. руб.). К 3 классу в классификаторе целесообразно относить большие по объему инвестиционные проекты, реализация которых сопровождается наиболее значимыми рисками. Это, например, строительство новых производств, замена технологических линий, покупка нового бизнеса и т.д.
Планирование разработки и реализации инвестиционных проектов 3 класса обычно осуществляется в 3 этапа, имеющих следующие характеристики.

Этап 1. Формирование пула инвестиционных идей.

Пул инвестиционных идей формируется с учетом установок Совета директоров экономического субъекта и из систематизированных идей сотрудников экономического субъекта по результатам их коллективного обсуждения в различных рабочих группах. Каждой идее вложения инвестиций сопутствует пояснительная записка, обосновывающая их целесообразность.

Этап 2. Осуществляется предварительная оценка экономической эффективности проекта.

Эта оценка проводится с помощью укрупненных расчетов или экспертным путем. Ее цель – отсеять неэффективные для экономического субъекта идеи, исходя, например, из срока окупаемости, емкости потенциального рынка реализации готовой продукции, отсутствия технологических возможностей реализации, отсутствия необходимых финансовых средств и т.д. Этот этап завершается аналитической запиской, содержание которой оценивается различными заинтересованными подразделениями экономического субъекта путем выдачи обоснованных заключений. Как правило, в результате проведения предварительной оценки число идей, входящих в пул, значительно сокращается.

Этап 3. Формируется для Совета директоров информация, необходимая для принятия решений об инвестициях в наиболее перспективные проекты идей, которые были одобрены на 2 этапе. Эта информация, как правило, формализуется в виде бизнес-плана, технико-экономического обоснования или иного аналогичного документа в соответствии с документооборотом, которые в обязательном порядке проходят экспертизу с использованием принципа 2 или более независимых потоков информации. Результатом выполнения 3 этапа планирования является, как правило, перечень инвестиционных проектов, рекомендуемых к исполнению, по которому осуществляется разработка проектно-сметной документации, и уточняются расчеты эффективности инвестиций.

Планирование разработки и реализации инвестиционных проектов 2 класса обычно осуществляется в 2 этапа, имеющих следующие характеристики.

Этап 1. Формирование списка потенциальных инвестиционных проектов, в который обычно включается плановая замена оборудования на основании утвержденных сроков его эксплуатации или новые инвестиционные проекты с не высокой стоимостью реализации. Для последней группы проектов считается достаточным рассчитать ориентировочный срок окупаемости.

Этот список в соответствии с установленным порядком проходит рецензирование, как правило, в службах главных специалистов экономического субъекта, в планово-экономических службах, в службе директора по инвестициям и т.д., а затем передается на обсуждение Техническому совету (инвестиционному совету, комиссии по инвестициям или другому уполномоченному органу). Он своим решением сокращает этот список с обоснованной мотивировкой, например, предлагаемое к замене оборудование может еще послужить или предложенные к реализации идеи не имеют большого интереса для экономического субъекта, либо слишком велик срок окупаемости и т.д.

Этап 2. По итогам обсуждения вышеуказанного списка на этапе 1 для каждого предложения формулируются варианты с учетом возможной загрузки, корреспонденции производительности с другим установленным в технологической линии оборудованием, экологичности и т.д.

Для иных вошедших в список инвестиционных проектов проводится уточненная оценка их целесообразности для экономического субъекта. Результаты этапа 2 повторно выносятся на заседание Технического совета (инвестиционного совета, комиссии по инвестициям или другого уполномоченного органа).

Планирование разработки и реализации инвестиционных проектов 1 класса обычно осуществляется путем разработки перечня таких проектов методом проведения заявочной компании. Поскольку, в этот класс входят обычно проекты, направленные на решение бытовых нужд коллектива экономического субъекта, то срок окупаемости и вообще параметры эффективности рассчитать невозможно и, поэтому, в ходе планирования не предусматриваются.

Этот перечень, по действующей практике, представляется на обсуждение Технического совета (инвестиционного совета, комиссии по инвестициям или другого уполномоченного органа) по рекомендациям которого утверждается в установленном порядке.