Дистанционный налоговый контроль – скоро и для малого бизнеса
16 АВГУСТА 2019
По сообщению "Российской Газеты" на этой неделе, в работе у финансового ведомства сегодня находится проект закона, который в случае своего принятия откроет субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к дистанционному налоговому мониторингу, пользоваться которым на данный момент могут немногие.
На данный момент воспользоваться такой возможностью имеют право лишь организации с годовым оборотом свыше 3 млрд. руб. и ежегодно уплачиваемыми налогами более 300 млн. Министерство финансов и Федеральная налоговая служба вынашивают идею смягчения данного требования до, соответственно 2 млрд. руб. оборота и 200 млн. руб. налогов. Известно, что до 2 млрд. руб. компания считается средней, а если ее оборот лежит в пределах до 300 млн. руб. – то малой. Послабления вполне вписываются в логику предусмотренных до предприятий МСП надзорных каникул до конца 2021 года.

На запрос издания председатель Калининградской областной думы Марина Оргеева ответила, что одобрение законопроекта позволит предприятиям малого и среднего бизнеса воспользоваться преимуществами дистанционной налоговой проверки сразу после окончания "каникул". При этом особой разницы с точки зрения самой проверки вроде как и нет, просто дистанционный подход не предполагает появления инспекторов в офисах компаний. Это очень удобно, поскольку не нарушает нормальный режим ведения бизнеса. Дистанционные проверки также позволяют узнать позицию налоговиков в отношении той или иной транзакции и заранее согласовать спорные моменты.

"Российская Газета" отмечает, что конкретно в Калининградской области, чья экономика представлена в основном микропредприятиями, очень мало организаций, соответствующих минимальным требованиям для дистанционного налогового контроля. С точки зрения региональных властей сегодняшнюю инициативу законодателей можно по этой причине лишь приветствовать.

Председатель Калининградского инвестиционного клуба Александр Кузнецов, впрочем, сомневается, что своей реформой власти пытаются облегчить жизнь именно бизнеса, а не налоговых органов. Скорее тут идет речь о совершенствовании налогового администрирования с применением современных технологий, которые делают уже необязательным личное присутствие инспекторов на местах и позволяют проверять отчетность более полно даже при удаленном доступе. Попробовав механизм на крупном сегменте, Федеральная налоговая служба готова расширить его на средний бизнес и (в перспективе) на малые предприятия.

С точки зрения компаний это также удобно, однако и требует определенных вложений в IT-обеспечение, позволяющее налоговикам контролировать их финансы в режиме 24/7. Кроме того, необходимо будет заняться подготовкой кадрового состава – все это деньги немалые, которые неизвестно, когда окупятся.

Действующая с 2014 года практика действительно показала существенное – более чем на одну треть - сокращение затрат на сопровождение налоговых инспекций, равно как и сроков проведения налоговых проверок, но тот факт, что лишь 44 организации из более чем 1,8 тысяч по России решили таким образом "раскрыться", может говорить не только об их общей закрытости и стремлении сохранить в тайне свои коммерческие секреты, но и о значительных первоначальных затратах. В этой связи властям рекомендуют обеспечить компании субсидиями на установку оборудования – отметила доктор Евгения Куклина, профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС - потому что на данный момент воспользоваться возможностью смогут разве что технологические компании, собственноручно занимающиеся разработкой подходящего ПО.

Александр Кузнецов подчеркивает, что в случае одобрения предложенных изменений подключение к дистанционному налоговому мониторингу обязательно должно иметь добровольный характер, иначе по всей России будут вынуждены закрыться тысячи предприятий.

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций Ассоциации НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ